Новости
Клуба HR-Директоров
05.05.2021
«Согласно внутреннему опросу Mail.ru Group, 63% сотрудников после пандемии хотят работать в гибридном формате (несколько дней в офисе, несколько дома), 32% полностью дистанционно и только 5% постоянно в офисе»
Опытом перехода на гибридный режим работы делится на РБК Pro Анастасия Печатникова, заместитель вице-президента по персоналу и образовательным проектам Mail.ru Group.
Особенности работы гибридного офиса и технологические решения по управлению дистанционными и комбинированными командами, будут обсуждаться на IX Форуме по цифровой трансформации HR и HR-технологий «HR Tech Forum & Award 2021», который состоится 9-10 июня 2021 года. Своими кейсами поделятся HR и IT-руководители и эксперты крупнейших российских и международных компаний различных сфер бизнеса, среди которых Сбер. Газпром нефть, РЖД, Ростелеком, Банк «Открытие», Х5 Retail Group, МТС, Северсталь, Райффайзенбанк и многие другие.
Анастасия Печатникова, заместитель вице-президента по персоналу и образовательным проектам Mail.ru Group, рассказывает:
«Гибридный формат предполагает, что в компании одновременно действуют три разных режима работы: офисный, дистанционный и комбинированный.

В последнем случае сотрудники могут в некоторые дни работать дома, а некоторые из них даже остаться на удаленке навсегда. При гибридном формате работы офис становится прежде всего площадкой для коммуникаций, а не для рутинной работы.

Чтобы внедрить концепцию гибрида, нужно сделать шесть шагов.
Первый шаг - трансформация культуры
Переход на гибрид означает, что мы можем нанимать лучших специалистов из любой точки страны. В компании по-прежнему существует привычная организационная структура с выделенным менеджментом, но управление персоналом в гораздо большей степени основывается на предоставлении людям большей свободы, индивидуальном выборе, а также оценке по результатам независимо от того, где выполняется работа: в офисе или дома. Самоорганизация и ответственность становятся ключевыми характеристиками новой корпоративной культуры. И бизнесу нужно уделить серьезное внимание тому, как помочь сотрудникам и менеджерам оставаться эффективными в новых условиях с помощью специального обучения, рабочих и управленческих инструментов.

Что поможет перейти к такой культуре:

Новые методы управления в части целеполагания и контроля: OKR (от англ. Objectives and Key Results) или аналоги. Благодаря прозрачной постановке задач и оценке результатов каждый сотрудник знает, как его работа и цели связаны со стратегией компании.

Общие принципы работы. Например, самостоятельность и проактивная позиция в зоне своего влияния, соблюдение сроков и договоренностей, постоянный поиск возможностей для улучшения продукта и процессов, уважение к балансу личной жизни и работы коллег и т.д. В концепции гибридного офиса происходит смещение акцентов на большую автономность, четкие правила коммуникации и достижения договоренностей. Важно активно доносить такие принципы до сотрудников, включать их в систему оценки, создавать ролевые модели в лице руководителей. Более того, принципиально важно документировать новые правила и обучать им сотрудников.

Правила командного взаимодействия: с какой частотой и в каком формате проводятся встречи, какие вопросы требуют назначения встречи, а какие можно решить в переписке, в какое время обязательно быть в доступе для звонков. Все эти нормы должны быть письменно закреплены, понятны и приняты всеми участниками команды.

Стимулирование социальных связей в команде. Людям, которые редко видят друг друга, важно регулярно проводить выездные стратегические сессии, очные тимбилдинги, ланчи по видеосвязи и любые другие мероприятия, которые помогают чувствовать себя частью команды.

Принципы асинхронной коммуникации и общедоступности информации. В рабочем общении лучше сделать упор на текст и видео, а не на голос или видеоконференции. Стоит минимизировать количество рабочих (не социальных) совещаний; вопросы проще решать письменно с помощью инструментов для командной работы. Пригодится открытый пополняемый справочник, где сотрудник сможет найти ответы на часто задаваемые вопросы. В нем нужно описать ключевые бизнес-процессы компании и каждого подразделения, правила целеполагания и оценки результатов. В таком справочнике важно осветить и тему внедрения гибридного офиса: когда и какая информация от руководителей потребуется, как будут работать коворкинги и т. п. Полезно предварительно узнать, что больше всего волнует руководителей и сотрудников: для этого можно предложить им направлять свои идеи и вопросы на специальный электронный ящик. При перестройке сервисов и политик нужно стараться минимизировать риск расслоения команд на офисных и дистанционных сотрудников. Такое может произойти, если все активности компании будут проходить только на территории офиса.

Второй шаг - запуск программы обучения руководителей и сотрудников новой формации
Гибридный формат работы бросает новые вызовы руководителям. Они должны не только организовать коммуникацию внутри распределенной команды, но и дать сотрудникам право самостоятельно выстраивать рабочие процессы, ведь гибрид подразумевает высокий уровень автономии.

Руководителям предстоит адаптировать себя и команду к новому подходу, выработать правила и ритуалы, научиться поддерживать мотивацию и вовлеченность сотрудников вне зависимости от формы их работы. Программы обучения для линейных руководителей помогут им освоить практики управления распределенной командой, отработать кейсы, разобрать вопросы с тренером.

Пригодятся инструкции по выбору режима для команды и эффективной организации работы в этом режиме. Можно построить модель принятия решений на основе нескольких факторов: потребность в личном взаимодействии с клиентами, активность общения с коллегами для генерации идей, необходимость доступа к специальным помещениям и оборудованию.

Работа в гибридном формате меняет и коммуникацию внутри команд. Для поддержания включенности лучше перейти на краткосрочное проектное планирование по гибкой методологии, ввести рабочие спринты, проводить регулярные встречи для синхронизации всех участников.

Всем сотрудникам придется осваивать и развивать навыки письменной коммуникации: писать понятные брифы перед встречами, фиксировать договоренности в почте, вести продуктивную переписку в мессенджерах, описывать процессы и разрабатывать документацию, которая будет поддерживать единое информационное поле. При этом важно также обучить сотрудников работать в составе распределенных команд, часть которых чаще находится в офисе, а часть - дома.

В программу обучения гибридной команды нужно включить навыки эффективного проведения встреч, командного взаимодействия, проектного управления, генерации и разработки идей, внедрения асинхронной коммуникации и др.

Третий шаг - внедрение новых подходов к вознаграждению и системе льгот
Это связано с возможностью привлекать таланты из любой точки. Прежде всего речь идет про подход к уровню зарплат с учетом будущей мобильности сотрудников и кандидатов: на какие вилки теперь ориентироваться нанимающим менеджерам и рекрутерам и как действовать, если дистанционный сотрудник переезжает из Москвы в регион, где зарплаты ранее были ниже московских.

Также важная тема - трансформация социального пакета и создание дополнительных сервисов для комфортной работы из любой точки. Здесь можно говорить об увеличении количества клиник в рамках обслуживания по полису ДМС в разных городах, а также о замене различными онлайн-решениями тех привилегий, которые были доступны в офисе, о страховании при частых выездах за рубеж, поскольку такая возможность теперь тоже становится доступной.
Четвертый шаг - повышение значимости программ благополучия
Сюда входит расширение набора сервисов, доступных сотрудникам, от тренингов по саморегуляции и управлению климатом в команде до психологической поддержки и программ здорового образа жизни.

Можно подумать о сервисах телемедицины, чтобы сотрудники имели возможность консультироваться по вопросам своего здоровья из дома, а также об организации фитнес-тренировок онлайн.
Пятый шаг - организация процессов в соответствии с нормами Трудового кодекса
В 2021 году вступили в силу поправки в трудовое законодательство: теперь внутренние документы могут охватить все основные вопросы взаимодействия между компанией и сотрудниками в любом из трех режимов. Для этого нужно разработать обновленные формы трудовых договоров и дополнительных соглашений для новых режимов работы, а также новый пакет локальных нормативных актов об особенностях работы и электронном взаимодействии в каждом случае.

В них необходимо осветить порядок установления и изменения режима работы, права и ответственность каждой из сторон, форматы обмена сообщениями и документами, а также инструменты, которые для этого используются, правила постановки задач и отчетности, режим труда и отдыха в каждом конкретном случае.
Шестой шаг - подготовка ИТ-инструментов
Все перечисленные выше изменения немыслимы без помощи ИТ-команды.

Начать можно с создания комплексной <автоматизированной системы на базе внутреннего портала компании. У каждого сотрудника должна быть возможность выбрать в личном кабинете подходящий режим работы, согласовать с руководителем график посещений офиса при комбинированном режиме, посмотреть график работы своих коллег по команде, а также выбрать место в коворкинге с нужным оснащением и получить уведомления по навигации в новых офисных пространствах.

Также полезным инструментом в новых условиях будет сервис, позволяющий сотрудникам анализировать свою эффективность и управлять ею через определенные метрики активности в течение дня (количество обработанных задач, активность в почте и мессенджерах и т. д.).

Важный этап - запуск электронного документооборота, чтобы кадровое взаимодействие с сотрудниками в любом из режимов было оперативным и имело законную силу.

Следом стоит заняться развитием электронной площадки для взаимодействия команд на базе интранета или корпоративного мессенджера, чтобы создать дополнительное пространство для взаимодействия распределенных команд. Это могут быть и специальные каналы для общения внутри подразделения, и файловое хранилище, и календари активности команд, и списки задач для себя и коллег. Это особенно важно, когда в одной команде сотрудники работают в разных местах и режимах.

Дополнительный штрих - запуск персонального цифрового ассистента в помощь сотрудникам. Это помощник на базе искусственного интеллекта, который автоматизирует рутинные процессы и запросы. Он должен уметь отвечать на любые HR-вопросы: про компенсации и льготы, обучение и оценку эффективности, отпуск, подбор персонала и стажировки и т.д. Ассистент также сможет подсказать что-то про офис и его сервисы. Сотрудники смогут в режиме 24/7 получить любую необходимую информацию.

Переход на гибридный формат работы - комплексный проект, в котором участвуют разные службы компании: HR-, ИТ-, административный департаменты, а также PR-, финансовый и юридический департаменты. Реализовать его можно только с максимальным вовлечением всех участников.»



Дата публикации: 03.05.2021
Читать в источнике на на РБК Pro

Актуальные HR-практики и весь комплекс вопросов по использованию технологий в управлении организацией и персоналом, среди которых особенности перехода на дистанционную работу, ускорение процессов цифровизации, использование различных технологий и решений по управлению распределенными командами, подбору, обучению и развитию сотрудников, управлению эффективностью и опытом персонала, а также практики применения HR-аналитики и Big Data в принятии управленческих решений и решении HR-задач, особенности использования VR, AR и ИИ в HR-процессах, будут обсуждаться 9-10 июня на IX HR Tech Forum 2021.

Реализовали HR Tech проект или внедрили HR Tech решение? Получите признание профессиональных достижений! Номинируйтесь на Премию HR Tech Award 2021 | hraward.ru

Обменивайтесь лучшими HR-практиками и перенимайте актуальный опыт HR-коллег на онлайн и офлайн мероприятиях Оргкомитета Саммита HR-Директоров!

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ