Спикер сообщил, что два месяца назад Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям одобрил Концепцию целевой модели обновления профессиональных стандартов. Предполагается, что в системе профессиональных стандартов должен появиться второй уровень — предусматривающий разработку квалификационных характеристик.
Сроки утверждения и вступления в силу квалификационных характеристик будут максимально сжаты по времени, они будут утверждаться решениям советов по профессиональным квалификациям и сразу вступать в силу. При этом квалификационные характеристики так же, как и профстандарты, должны будут учитываться при разработке образовательных программ вузов и колледжей.
«
Исключительно сильные стимулы для обеспечения соответствия образовательных программ требованиям рынка труда будет создавать расширение практики совмещения государственной итоговой аттестации с независимой оценкой квалификации в вузах и колледжах. При этом значительный вклад в решение данных задач адаптации содержания профессионального обучения с учетом потребностей работодателей могут внести советы по профессиональным квалификациям», — отметил руководитель Национального агентства.
Директор департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Марина Маслова также остановилась на вопросах развития системы профессиональных стандартов и рассказала, как вопросы развития НСК отражаются в целях и задачах национального проекта «Кадры».
«
Очень важно при развитии и обновлении профессиональных стандартов обеспечить, с одной стороны, их преемственность, а с другой — их постоянное соответствие текущим и перспективным потребностям рынка труда, — подчеркнула Маслова. —
Мы планируем упорядочить на основе анализа начальных групп Общероссийского классификатора занятий виды профессиональной деятельности, по которым разрабатываются профессиональные стандарты. Эта работа будет проделана до 2030 года. Квалификационные характеристики будут выступать своего рода информационным дополнением, более гибким, которое будет носить не нормативный характер, а содержаться в информационном ресурсе и поможет включать новые компетенции в оборот и образовательных организаций, и работодателей».
Также в ее выступлении были освещены вопросы обновления и согласованности системы классификаторов рынка труда и перечней направлений, профессий и специальностей системы образования. «
Сейчас прорабатывается вопрос, каким образом определить нормативно статус таблиц сопряжения классификаторов сферы труда и перечней сферы образования. Мы считаем это принципиальным вопросом и для работодателей, и для граждан, и для системы образования», — отметила спикер Минтруда России.
Президент Центра развития трудовых ресурсов Республики Казахстан
Даулет Аргандыков рассказал, что возглавляемая им организация представляет собой ИТ-центр в социальной и трудовой сферах, аналитический центр, а с прошлого года определена национальным органом по профессиональным квалификациям.
«
ИТ — наша сильная сторона, и это нам позволяет создавать цифровые двойники. Уже создана цифровая карта семьи, мы видим портрет семей по доходам, недвижимости, имуществу. Благодаря этому мы можем определять тех, кто больше нуждается в обучении и мерах поддержки и так далее. Оказываем проактивные услуги. Есть также цифровая карта предприятия, работаем над цифровым двойником трудовых ресурсов», — объяснил спикер.
Национальная система квалификаций Республики Казахстан представлена Национальным советом, возглавляемым заместителем премьер-министра страны, Национальным органом по квалификациям и 56 отраслевыми советами, рассказал Аргандыков.
«
Сегодня ведется работа по актуализации национальной рамки квалификаций. Если действующая рамка основана на уровнях образования, то новая версия будет учитывать также непрерывное образование и практический опыт», — отметил спикер. Также он рассказал о планах по развитию сотрудничества с Национальным агентством развития квалификаций.
«
В прошедшие два года мы наблюдали очень активный рост заинтересованности в рабочих профессиях и различных квалификациях по производственным, техническим направлениям. Конкуренция на рынке труда ожесточенная, и мы все конкурировали между собой просто за наличие сотрудников, которых можно было бы переучить, используя все те современные способы достаточно быстрого приобретения квалификации, которые сегодня есть в ресурсе практически у каждого крупного предприятия», — сказала заместитель генерального директора по управлению персоналом Трубной металлургической компании — директор корпоративного университета TMK2U
Елена Позолотина.
Спикер отметила, что есть очень большая потребность быстрого перемещения специалистов внутри компании, между различными производствами. В этой связи важным и значимым становится освоение смежных или нескольких квалификаций в рамках высшего и среднего профессионального образования, добавила Позолотина.
Заместитель председателя СПК финансового рынка
Диана Маштакеева затронула вопрос подтверждения квалификации работников в новых регионах страны: «
Независимая оценка квалификации, наш взгляд, становится основным инструментом для адаптации специалистов в новых регионах. Мы совсем недавно создали центр присутствия в городе Мелитополе и приступили к решению этих задач системно, начиная от профориентации, профпереподготовки наших будущих специалистов и заканчивая адаптацией действующих специалистов».
На сессии также выступили заместитель директора Департамента трудовой миграции и социальной защиты Евразийской экономической комиссии
Олег Артамонов, директор Университета Банка России
Андрей Афонин, президент Российской ассоциации бизнес-образования, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в сфере управления и права
Сергей Мясоедов, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования
Анвар Шамузафаров, председатель СПК ЖКХ
Александр Козлов, председатель СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения
Юрий Герций, директор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ
Дмитрий Кузнецов.
Запись сессии «Развитие механизмов Национальной системы квалификации и приоритеты реализации национальных проектов» доступна по ссылке: https://vk.com/video-150237689_456239257 Вторая сессия X Форума НСК прошла под названием
«Образование для новой реальности».
«
Рынок труда модифицируется и становится рынком того, кто продает свою квалификацию, рынком продавца. Долгие годы это был рынок покупателя: те, кто платил зарплату, кто набирал сотрудников, диктовали то, что им нужно. В нынешних условиях интерес работодателей начинает перемещаться к тому, что называется первичным рынком труда: рынком труда выпускников, людей, только что получившим квалификацию», — констатировал модератор сессии
Ярослав Кузьминов.Модератор сессии отметил тенденцию сокращения сроков жизни технологий: «
Технологии сейчас обновляют друг друга со скоростью трех — четырех — пяти лет. Совершенно бессмысленно, оказывается, обучать таким технологиям в течение всей программы. Возникает вопрос: а чему тогда должна учить система образования? Она должна давать что-то фундаментальное, что человек будет использовать при быстрой смене квалификации, при самостоятельном освоении нового».
«
Большая реформа высшего образования напрямую скажется на развитии Национальной системы квалификаций, приведет к переработке профессиональных стандартов, их содержания, квалификационных требований и пересмотру девятиуровневой рамки квалификаций, появлению одних профессий и исчезновению других. Гармонизация системы высшего образования и Национальной системы квалификаций, как нам видится, — ключ к успешному проведению данной реформы», — сказала заместитель председателя Комитета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию
Екатерина Харченко.
Харченко подчеркнула, что размещение выпускников бакалавриата на шестом уровне квалификаций вместе с выпускниками колледжей дает неверный сигнал работодателям, фактически уравнивая уровень высшего образования с более низким уровнем СПО. В новой модели рамки квалификаций, считает спикер, необходимо развести эти две группы выпускников как по уровням, так и по подуровням квалификации.
«
Необходимо признать недопустимой ситуацию, когда двухдневное обучение может в качестве пути достижения квалификации заменить профильное высшее образование не только бакалавриата, но и специалитета или магистратуры», — заявила депутат Госдумы.
«
В образовательном треугольнике три вершины. Первая — бизнес. Он очень четко понимает свои текущие потребности и очень остро реагирует, когда он не может эти потребности восполнить на рынке труда. Другая вершина — это сами школьники, их родители, семьи, которые осуществляют предложение на этом рынке труда. У них есть свое представление о том, что перспективно, что важно для ребенка. И третья сторона треугольника — образовательные учреждения, которые, по нашему мнению, должны трансформировать этот запрос школьников в то, что нужно рынку», — отметил в выступлении ректор Центрального университета
Евгений Ивашкевич.
На сессии также выступили заместитель директора по научно-методической работе Корпоративного университета РЖД
Андрей Шобанов, заместитель губернатора Томской области по социальной политике
Светлана Грузных, председатель СПК в сфере образования
Любовь Духанина, руководитель комитета по независимой оценке квалификаций СПК ГМК
Наталья Байда.
Смотреть запись сессии «Образование для новой реальности».27 ноября также прошел
HR-форум НСК. Мероприятие собрало HR-директоров, руководителей НR-департаментов крупных компаний, представителей образовательного сектора и профильных министерств и ведомств. Участники рассмотрели вопросы повышения конкурентоспособности российских компаний за счет развития кадрового потенциала, внедрения технологий искусственного интеллекта в различные сферы и индустрии и др.
Узнать подробности мероприятия можно по ссылке Посмотреть записи сессий HR-форума «Лучшие HR-практики и технологии управления персоналом российских компаний» и «Эффективные платформенные решения и искусственный интеллект в управлении человеческими ресурсами».