→ Светлана, какие ESG-проекты реализуются сейчас в Вашей компании. Какими достижениями в этом направлении гордитесь?
ESG – это долгосрочная история, но мы уже можем гордиться реализованными этапами некоторых проектов. Например, первый этап Серной программы «Норникеля» позволит снизить выбросы диоксида серы на 45% уже в 2024 году. Но наша цель снизить выбросы на 90%, поэтому предстоит вторая фаза.
Или, например, исследование Норило-Пясинской водной системы совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ «ВНИРО»), которое продлится аж до 2051 года.
Наша многолетняя программа очистки территории от исторического загрязнения рассчитана на 10 лет. По этой программе уже очищена от промышленных и строительных отходов территория, равная по площади 140 большим футбольным полям.
Активно продвигается строительство сети центров корпоративной медицины. Первый центр открылся в Норильске в 2021 году, открытие второго состоялось в июле 2023 года в Дудинке. В планах Компании — открытие медцентров в Талнахе и Кайеркане. Также в июле этого года произошло еще одно знаменательное событие: Мончегорскй МРТ-модуль прошел лицензирование на оказание медицинских услуг. Пока специалисты модуля принимают только работников Компании, в перспективе планируется обеспечить доступ всем жителям Мончегорска, Никеля и Заполярного.
Вообще, многие составляющие ESG-повестки «Норникеля» пересекаются с национальными проектами, в числе которых «Чистая страна», «Чистый воздух», «Чистая вода», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма».
Не могу не отметить, что в этом году мы выпустили не только свой флагманский отчет об устойчивом развитии, но и самостоятельные отчеты по правам человека, ответственной цепочке поставок, также готовится к выпуску отчет по климату. Все документы находятся в открытом доступе на сайте «Норникеля».
→ Какие тенденции в области устойчивого развития находят отражение в ESG-стратегии «Норникеля»? Какие инструменты, применяемые в компании, Вы считаете эффективными?
Задачи «Норникеля» в сфере устойчивости и глобальные ESG-тренды на самом деле совпадают. Поскольку наши активы в основном находятся в Заполярном регионе, а Арктика, как выяснили ученые, нагревается сильнее планеты в 2,5 – 4 раза, Компания уделяет особое внимание развитию климатической повестки. В прошлом году «Норникель» разработал три собственных сценария развития мировой экономики и изменения климата на горизонте до 2050 года. Компания будет их использовать в стратегическом планировании и для оценки рисков и возможностей, возникающих в процессе глобального энергоперехода, а также в целях адаптации к изменению климата.
Большое внимание сейчас в мире уделяется сохранению биоразнообразия. В этой сфере «Норникель» опирается на исследования и рекомендации ученых. В частности, вместе с экспертами из Сибирского отделения РАН с 2021 года Компания проводит этапы Большой Норильской экспедиции. Результаты проведенной учеными работы уже стали основой для построения системы управления воздействием на биоразнообразие и разработки программ сохранения и мониторинга.
Также мы стали первой компанией в России, получившей СПОС (Свободное предварительное осознанное согласие) на переселение и строительство нового поселка на Таймыре. Теперь в планах применить этот механизм, рекомендованный ООН, на Кольском полуострове, где мы начали разработку перспективного литиевого месторождения (совместный проект «Норникеля» и «Росатома»).
Огромное внимание уделяется и сотрудникам компании: это и рекордное в 2022 году снижение уровня смертельных случаев на производстве, и повышение привлекательности компании как работодателя, которое подтверждается высокими оценками независимых рейтингов и конкурсов, и масштабное создание новых рабочих мест (только в 2022 году было создано около 5 тыс. рабочих мест). Отдельно важно отметить нашу инновационную программу вознаграждения сотрудников «Цифровой инвестор».
Что касается инструментов ESG, которые мы применяем в компании, то их очень много. Я ограничусь лишь несколькими из них:
- разработка и реализация стратегий и политик в области устойчивого развития,
- обучение персонала,
- установка КПЭ,
- научно-исследовательская работа,
- привлечение сотрудников «Норникеля» к решению задач устойчивого развития,
- волонтерство,
- деятельность агентств развития территорий нашего присутствия.
Также полезным оказался инструмент самооценки готовности добывающих активов «Норникеля» к сертификации по стандарту «Инициативы по обеспечению ответственной добычи полезных ископаемых» (IRMA) - одного из самых авторитетных международных стандартов для горно-металлургического сектора. Он позволил выявить наши слабые и сильные стороны и определить планы развития на среднесрочную перспективу.
А еще «Норникель» участвует в разработке индекса качества жизни городов ESG Альянса, который поможет компании оценить эффективность своих социальных программ в регионах присутствия.
→ Какие три вызова для вашей организации в области УР и КСО Вы считаете наиболее важными на ближайший год?
В основном, вызовы связаны с геополитикой: начиная от отказа западных контрагентов поставлять нам оборудование для реализации экологических проектов до отказа международных ESG институтов и ассоциаций работать с российскими компаниями (за исключением Ассоциации «Национальная сеть Глобального договора», представительства глобальной инициативы в России). Все это сдвигает сроки по многим ESG-проектам вправо, но, тем не менее, мы от них не отказываемся.
Одновременно интересной и сложной задачей станет включение в ESG-повестку наших поставщиков. «Норникель» первым из представителей крупного российского бизнеса представил Отчет об ответственной цепочке поставок, который оценил устойчивость поставщиков минерального сырья. Опыт был признан удачным, и в настоящее время Компания приступила к процессу ESG-анкетирования поставщиков.
Потенциально новым вызовом может стать начавшийся на Западе процесс регулирования ESG. «Норникель» – экспортная компания, и мы не можем игнорировать требования новых глобальных стандартов ISSB или европейских стандартов ESRS. В настоящее время мы с коллегами изучаем, как эти нововведения могут отразиться на процессе подготовки нашей нефинансовой отчетности.